ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН
Христианин бывает ненавидим от мира, зато любим от Бога.
Всякий христианин встречает в жизни тех, кто обижает, преследует или ненавидит его. Пусть не удивляется христианин. Там, где лукавый теряет власть над душой человеческой, он начинает на нее ополчаться извне – через окружающих людей. «Мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и князь мира сего, диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адской ненавистью и гонит ее, так как она служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее. Прп. Макарий Великий пишет: «Где Дух Святой, там как тень следуют гонения и брань... истине необходимо быть гонимою». Это самые блаженные и радостные из страданий; их удостаиваются только те избранные, которых Господь особенно хочет наградить в Царстве Небесном. Вспомним, что заповеди блаженства завершаются словами Господа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за меня» (Мф. 5, 10-12). Господь подчеркивает исключительность награды за подобные страдания: «Радуйтесь и веселитесь, яко велика ваша награда на Небесах». Поэтому христианин всегда должен быть готов к испытаниям своей твердости в вере и терпении.
Праведникам приходится сталкиваться не только с враждебно настроенными людьми, но и с самим сатаной и его слугами. «И будете ненавидимы всеми (кем управляет дьявол) за имя Мое». (Лк. 21:17). Спаситель не один раз говорил Своим ученикам: «Я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей...», (Мф. 10, 16 – 17). И апостол впоследствии напишет: «Братья! На злое будьте младенцы, а по уму совершеннолетни» (1 Кор. 14, 20). Это означает при сохранении в себе простоты и невзыскательности, без всякой подозрительности – беспристрастно видеть человека, окружающую жизнь в целом. Христианское видение мира и человека должно быть в высшей степени реалистичным. «Когда Спаситель был в Иерусалиме, как говорится в Евангелие, многие уверовали в Него, но Сам Иисус не вверял Себя им... ибо знал, что в человеке». (Ин. 2, 24 – 25). Вот это знание того, что в человеке, с одной стороны, не должно убивать в христианине евангельской любви к нему, а с другой – должно уберегать от излишней и безоглядной доверчивости, за которую чаще всего приходится горько расплачиваться. Мир слишком многолик и слишком по-разному относится к Евангелию. Поэтому неразумно проповедовать всем и всякому на каждом перекрестке. Необходимо беречь жемчуг веры от поругания. Сам Спаситель говорил ученикам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и затем не растерзали вас». Неразумно также демонстративно выставлять свою религиозность и свою принадлежность Церкви там, где она может стать предметом кощунственных насмешек и циничных издевательств. В конце концов, просто необходимо беречь самого себя от тех людей, в которых проповедь Евангелия может вызвать открытую злобу и ожесточенность. Стоит ли лишний раз провоцировать на бесчеловечные действия людей, не освободившихся от влияния темных сил, которые и без того постоянно заняты изысканием способов искажения и оболгания высоких истин Евангелия? Апостолы не должны были доверяться тем, кто не познал Бога, и открывать им свои планы, потому что это дало бы преимущество слугам сатанинским. Святые отцы говорят: Не бойся гонения за правду, за веру и благочестие, за добрые дела. Не бойся насмешек и оскорблений. Помни, как гонимы были праведники, как мучимы и обезглавлены мученики. Вспомним времена еще Ветхого завета, Каин так возненавидел своего родного брата Авеля за его любовь к Богу, праведность и благочестие, что, в конце концов, убил его. Правда – это вообще вера христианская и жизнь по заповедям Христовым; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере. Один праведник говорил, «когда Господь делает избрание души и предназначает ее для больших дел, Он отмечает ее Своей печатью: эта Господня печать – крест». Это страдание исповедников и мучеников и всех тех, кто терпит в мире ради исповедания и исполнения заповедей и повелений Христа. «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Взять свой крест – значит великодушно переносить те насмешки и поношения, которыми мир осыпает последователя Христова; те скорби и гонения, которыми грехолюбивый и слепотствующий мир преследует последователей Христовых. Это значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к Небу.
Апостолы, проповедуя Евангелие, подвергались многим оскорблениям. В чем же они находили утешение? В молитве… В молитве душа успокаивается, утихает волнение и проходит обида. Господь наделит их Божественным всеоружием. Уповайте на Бога, и ваш дух будет спокойным, даже когда вас будут оскорблять. Святой Дух так укрепит ум и сердце, что их не может смутить даже вой волков. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое, претерпевший же до конца спасется» (Марк. 13:13). Спаситель нас призывает: «Творите добро», диавол же говорит: «Не делай добра – не получишь зла». Наверняка, каждый из вас не раз испытал подобное разочарование. Сделаешь человеку доброе, от всей души дашь добрый совет, он же потом либо сам упрекнет тебя: «Из-за тебя...», «Если бы не ты...», либо обстоятельства жизни «накажут тебя» за твой духовный подвиг. Тем самым, человек начинает сомневаться в том, что Жизнь справедлива к Добрым. Архим. Амвросий (Юрасов) пришет: «В г.Кинешме одна женщина помогла храму, и после этого у нее сгорела дача. Её подруга, в духовных делах не опытная, сказала ей, что это за её добрые дела, и она решила, что больше не будет никому помогать. Но сказано: «Потерял богатство – ничего не потерял, потерял здоровье – половину потерял, потерял Бога – всё потерял». Господь во много раз преумножит то, что в отместку за доброе дело отняли у тебя злые духи». Диавол тем самым, пытается заставить человека прекратить сеять добро и любовь. Святой старец Никодим сказал: «Как только начинаю творить добро: то руки пригвождаются, то ноги..., тогда понимаю, я на верном пути».
* * * Я к правде шел в глубоком мраке, Ничей огонь мне не светил, И я молил судьбу о знаке, Который верный путь бы мне открыл.
И был мне знак: свершилось чудо! Когда на верный путь я стал, «Изменник!» – крикнул мне Иуда, «Убийца!» – Каин мне сказал.
Н.А.Морозов /1910/
Однажды, выступая перед верующими, мать Тереза из Калькутты произнесла слова:
Да, порой люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны. И всё же люби их!
Когда будешь делать добро, люди обвинят тебя в затаенной корысти и себялюбии. И всё же твори добро!
Если тебе сопутствует успех, ты наживешь тайных и явных врагов. И всё же преуспевай!
То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновенье. И всё же строй!
Люди нуждаются в помощи, но они же станут упрекать тебя за неё. И всё же помогай людям!
Отдай миру всё самое лучшее, что ты имеешь, и получишь жестокий удар. И всё же отдавай миру всё самое лучшее, что у тебя есть!
«Радуйтесь и веселитесь, яко велика ваша награда на Небесах» (Мф. 5, 10-12).
|