Главная

 

 

 

КРЕЩЕНИЕ – ЗАВЕТ ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ

 

 

Многие приходят ко Святому Крещению, потому что так делают все, потому что в последнее время это стало модно, и не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.

Цель Крещения – соединение с Богом, прощение наших грехов и принятие нами Духа Святого. Господь сказал: «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Не следует искать в этом Таинстве здоровья, ума, способностей к учению. Это – второстепенное – оно не должно заслонять главного. Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Небесного и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи. Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1, 11).

 

Вера – является непременным условием Крещения

 

Нельзя креститься без веры. Святое Крещение – это не традиция, не обычай или обряд, это – великое Таинство, к которому нужно готовиться. Не в Крещении нужно искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16, 16). Значит, вера предшествует Крещению. Чем раньше совершается Крещение, тем лучше. Во время Крещения священник будет спрашивать, верите ли вы в Бога, – и если вы почувствуете, что на этот вопрос вам приходится отвечать впервые, что вы не уверены в своей вере и колеблетесь с ответом – совершение Таинства необходимо отложить. Другое дело, когда родители крестят маленького ребенка, да и ребенок, который сам по себе является ангелом, с душой, еще не отягощенной тяжким грузом грехов, но которого родители должны впоследствии наставлять в соответствии с его возрастом. Взрослый же человек, отвечающий за свои мысли, слова и поступки, обязательно прежде должен осознать, что он верит в Бога, чтобы получить прощение своих грехов во исцеление души и тела.

Бывает и так, что человек верит в Бога уже давно, но откладывает, считая, что не достоин или еще не готов: «Подожду какого-нибудь особого, явного знака от Бога, что уже пора – тогда и решусь на это». Такое откладывание опасно. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь. А умирать некрещеным – страшно. Часто люди обретают веру, крестятся, становясь впоследствии ревностными христианами, именно перед лицом внезапной смертельной опасности, во время длительной, тяжелой болезни или других серьезных жизненных испытаний. Об этом хорошо говорит печальная, но правдивая наша пословица: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Не жди, когда грянет гром!

Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь (не вкушать запретных плодов) для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее (Адам). Падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира. Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись и каждый может погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог, Который никому не желает погибели, но желает для каждого спасения. «Верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин 11:25).

Человек, созданный для Бога, чтоб жить с Богом и в Боге, стал жилищем страстей и всякой нечистоты. Не только растлилась физическая природа человека, сделавшись тленной, подверженной болезням, недомоганию, усталости, старости, но и нравственная его природа. Хочет человек сделать доброе, но не может, часто поступает наоборот. Хочет не гневаться – гневается; хочет не пить – пьет. Человек стал рабом страстей. Диавол, соблазнивший человека, подчинил его себе, поработил. Человек теперь уже не чувствует Бога так, как чувствовал Его Адам до грехопадения. Но человек может стремиться к Богу, искать вновь соединения с Ним и желать опять возобновить утраченный союз. Ведь само слово «религия» значит «воссоединение», воссоединение с Богом. Преподобный Макарий Египетский говорит: «В тот день, когда пал Адам, пришел Бог и, ходя в раю, увидев Адама, сказал: «При таких благах какое избрал ты зло?! После такой славы, какой несешь на себе стыд! Почему теперь так омрачен ты, так безобразен, так бранен? После такого света какая тьма покрыла тебя!». Сожалел о нем Творец, Ангелы, все силы Небесные, все твари земные оплакивали падение его, ибо видели, что данный им в царя, стал рабом супротивной и лукавой силы, потому что воцарился над ним князь тьмы. Как пишется в Библии, Бог изгнал человека из рая, чтобы смертное зло, которое вошло в природу человеческую, не смогло бы там пребывать на веки вечные, но чтобы человека можно было опять восстановить. Ибо истинное зло – это есть противление воле Создателя Бога. Человек, изгнанный из рая, сделавшись тленным, лишившись общения с Богом, познал свое жалкое состояние, он стал плакать и просить у Бога прощения. Господь обещал послать Сына Своего, который должен прийти в мир и спасти его от греха, проклятия, тления и смерти. Господь страдал на Кресте, чтобы нас освободить от страданий; Он умер для того, чтобы нас освободить от смерти. Он воскрес, сделавшись первым, воскресшим из умерших, ибо как он воскрес, так и нам надлежит воскреснуть в день нашего воскресения. Христос, воскресши, имеет нетленное тело, которое уже не испытывает голода, жажды, недомоганий; тело, которое нельзя не только распять, но даже причинить ему какую-нибудь боль. Такое же тело получим и мы, соединившиеся со Христом. Святой апостол Павел говорит: Если мы с Ним умерли (умерли для греха), то с Ним и оживем (2 Тим. 2, 11). При воскресении мертвых наше тленное тело, которое обратилось в прах, как бы посеянное в землю, при восстании даст лучший плод, оживет: по образу Тела Христова будет нетленным. Апостол говорит: Сеется в тлении, восстанет в нетлении; сеется в уничижении, восстанет в славе; сеется в немощи, восстанет в силе; сеется тело душевное, восстанет тело духовное. Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному телу надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Все те, кто соединится со Христом, будут с Ним и там в вечной нескончаемой жизни.

 

Как приготовиться к Крещению

 

Перед крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение святого Евангелия. Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Готовиться к принятию таинства нужно заранее, читать Евангелие и книги, разъясняющие христианские догматы, Закон Божий. Если есть возможность, в течение 2-3 дней можно соблюдать пост.

В день крещения нужно с утра ничего не есть, не пить и не курить, не совершать всякие грехи. Обычно в храмах совершают это великое таинство не только в воскресенье, но и в будние дни.

Первая молитва, которая читается над приступающим ко Святому Крещению – молитва наречения имени. Подается Имя Божие как печать, невидимая для людей, но видимая для духов. В следующих молитвах крещаемый будет уже называться «новозпечатленным воином Христа Бога нашего», воином, который будет вести борьбу с Диаволом и побеждать его силой Христовой.

Далее читаются три заклинательные молитвы. В двух первых Диавол запрещается, Именем Христовым. Ему повелевается выйти, отступить от создания Божия и больше никогда не возвращаться к нему; повелевается отступить от новозапечатленного Именем Христа Бога нашего. Эти молитвы читаются потому, что лукавый после падения человека и ослушания его Богу подчинил его себе, сделал как бы рабом своим. Например, не хочет человек гневаться и не может – гневается. Лукавый поработил человека, сделал его рабом страстей. Поэтому в третьей молитве читается: «Избавь его (или их) от рабства врагу, прими в Царство Твое Небесное…» Лукавый же, который укрылся в сердце некрещеного человека, изгоняется из него Именем Божиим. По Крещении он искушает уже человека только извне, а не изнутри, как ранее.

Далее крещаемый должен вслух отречься от сатаны, от всех дел его, не только таких, как воровство, убийство, разврат, но и от злопамятства, гнева, зависти и всего, что противно учению Христа. После этого крещаемый обращается ко Христу и дает обещание жить по Его воле. Крещаемый читает «Символ веры». Только теперь, после отречения от сатаны и обещания быть со Христом, он допускается ко Крещению. С этого момента и начинается, собственно, чин Крещения.

В особой купели, на которой зажигают свечи, освящается вода для Крещения и читается особая просительная молитва – ектения. Подходить к купели нужно с верой. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «И на тебя, когда будешь крещен, низойдет благодать. Если уверуешь, не только примешь отпущение грехов, но будешь делать, что выше человека».

Непосредственно перед Крещением крещаемый помазывается освященным елеем (маслом). Елей в переводе с греческого означает «милость». Помазание напоминает нам о милости Божией, дарованной нам в искуплении через предстоящее таинство.

По выходе из купели, крестившиеся помазываются святым миром. Святым миром помазывается человек только один раз в жизни. При этом ему даются благодатные дары Святого Духа. Священник произносит: «Печать дара Духа Святого». При этом Бог дает Свою печать, которой трепещут демоны, печать небесную, Божественную, как написано: в Нем же и веровавшие знаменастеся Духом обетования Духом Святым… (Еф. 1, 13). Святое миро варится из масла, вина, благовонных трав и ароматов на Страстной седмице (перед Пасхой) с благословением Патриарха и освящается им на литургии в Великий Четверг. Некоторые говорят, что на праздничном вечернем богослужении – всенощной – они помазываются святым миром, но это не миро, а только освященный елей (масло).

Господь дает нам при св. крещении невидимого защитника и духовного руководителя на всю нашу жизнь – Ангела-Хранителя. Но почему же на службах ежедневно святая Церковь испрашивает его нам? Да потому, что своими грехами мы отдаляем от себя Ангела-Хранителя. Когда мы пребываем в ожесточении и нераскаянности, предаемся страстям, повторяем одни и те же грехи, Ангел-Хранитель, хотя и не оставляет нас, но, будучи несовместимым с чистотою естества своего с нашим грехом, удаляется от нас так, что мы лишаемся его ангельского покрова.

Для крещения нужно иметь крестного родителя не только младенцам, желательны они и взрослым людям. На него возлагается ответственность за духовное воспитание крестника (крестницы). Крестный отец (мать) должен быть человеком верующим и обязан наставлять крестника правилам христианской жизни, до конца своих дней молиться за крестников, духовно просвещать, приобщать к Богу.

 

Цель Крещения

 

Цель Крещения – соединение с Богом, прощение наших грехов и принятие нами Духа Святого. Царство Небесное начинается здесь, у купели Крещения. Процесс изменения всей природы человеческой незаметен, но начинается сразу после Крещения, естественно, это изменение совершается не без воли человека. Святой Кирилл пишет: «Не приходи к Крещению лицемерно, между тем, как сердце твое не ищет истины. Наше дело – засвидетельствовать, а твое – быть осторожным. Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святой дает невидимое». Тело помазывается видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом. Когда Господь Иисус Христос начал проповедовать, то первыми его словами были: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Многие, приняв Крещение, считают, что от них больше ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечения ко греху – остаются и преодолеваются они усилиями самого человека, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. Существуют такие церковные таинства (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), которые являются средствами освящения христианина, возвращающими полученную при Крещении Божественную спасительную благодать. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро, но не в силах даже желать его (Флп. 2, 13). Человек, сочетавшийся Христу, должен жить по Его заповедям, в воскресенье ходить в храм, регулярно исповедоваться и причащаться.

Крещение – это оставление прегрешений, просвещение души, купель новой жизни, одежда нетления, источник жизни, обновление Духа и дар сыноположения (усыновления Господом). Крещение – это радость, это духовное возрастание человека для новой, вечной жизни в Боге!  

 

Hosted by uCoz