Главная

 

 

 

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ – 11-я заповедь, данная Христом

 

 

«Заповедь новую даю вам:

Да любите друг друга» (Ин. 15:12)

 

 

 

Иисус Христос сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим» и сделал важное добавление: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Спаситель Своим отношением к людям открывает подлинный смысл закона и показывает, что значит «любить ближнего как самого себя»: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец».

Спаситель всю Свою жизнь разделял долю бедных. Он Сам знал заботы и лишения и потому мог утешать и поддерживать смиренных тружеников. Престарелые, скорбящие, обремененные грехами, дети с их невинными забавами, лесные звери – все становились счастливее рядом с Ним. Тот, кто властвовал над всеми мирами, склонялся над раненой птицей, чтобы помочь ей. От Его внимания ничто не ускользало, Он всему готов был служить. Он привлекал к Себе сердца людей, проявляя сочувствие ко всем. Мягкий, кроткий и деликатный в обхождении, Иисус старался нести радость всем, с кем Ему приходилось общаться. Всем, кто правильно понимает учение, преподанное всей Его жизнью, и в голову не придет, что между людьми, занимающими в обществе разное положение, нужно делать различие, что богатым следует оказывать больше почтения, чем бедным.

Многие христиане очень похожи. Они твердят, что их не интересует роскошь, богатство, они, мол, ищут лишь благополучия, но своими делами доказывают обратное. Они клеймят позором эгоизм и жадность, которые находят у других людей, но при этом сами забывают о словах Иоанна Крестителя: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже» (Лк. 3:11). Действительно, мы призываем отказаться от всего, за исключением того, что принадлежит нам. Все это напоминает молитву одного маленького мальчика, который сжимал в руках своего плюшевого медведя и шептал: «Господь, я отдаю тебе мое сердце, я готов отдать даже жизнь, только не забирай моего мишку». У каждого из нас за душой припрятано по такому плюшевому медвежонку. Нам во что бы то ни стало нужно принести наш эгоизм, нашу гордость к престолу Божьему и, уже освободившись от них, начать новую жизнь. Когда мы смотрим на Иисуса, трудящегося для спасения погибающих, обесчещенного, осмеянного, гонимого из города в город на протяжении всего Его служения, когда мы видим Его в Гефсимании с кровавыми каплями пота на челе и в муках умирающего на кресте, тогда наше «я» больше не требует признания.

Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения, у них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы – христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего сейчас нуждается в нашей помощи. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: «Это не мое дело». Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. Верой и молитвой противостаньте силе врага. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешает нас. «Даром получили, даром давайте». На вопрос «Кто мой ближний?» Христос отвечал, что наш ближний – не тот, кто принадлежит к нашей церкви или вере. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, не классовая принадлежность. Наш ближний – это каждый, кто нуждается в нашей помощи, чья душа изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу. Христос заповедал нам через пророка: «Раздели с голодным хлеб твой и напитаешь душу страдальца». «Когда увидишь нагого, одень его» (Ис. 58:7, 10). Но как часто мы падаем духом и теряем веру, когда видим, сколь велика нужда и сколь скудными средствами мы располагаем. Но, продолжая давать, мы продолжаем получать, и чем больше отдаем, тем больше получаем. Мы должны постоянно верить, доверяться, получать и отдавать. Когда вы открываете свою дверь для нуждающихся и страдающих братьев Христа, вы приветствуете невидимых Ангелов, приносящих святую атмосферу радости и мира. Они приносят вам хвалу и на Небе в ответ слышно чудесное пение. Самым драгоценным сокровищем Отец Небесный считает бескорыстных тружеников. Кто вошел в небесную семью, в особом смысле являются братьями Господа. Любовь Христа связывает воедино всех членов Его семьи, и везде, где проявляется такая любовь, возникает Божественная гармония отношений. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (Ин. 4:7).

Господь говорит: «Давайте и дастся вам», «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»… Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так, чтобы вы во всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек». Те, кто стоит по левую сторону от Христа, кто, отвергая бедных и страдающих, пренебрегал Самим Господом, не сознают своей вины. Сатана ослепил их, и они не понимают, в каком долгу они перед своими братьями. Они заняты лишь собой и не заботились о нуждах ближних. Бог даровал богатым изобилие в испытание, чтобы они облегчали страдания Его детей и утешали их. Но как часто богатые равнодушны к нуждам других! Они превозносятся над своими бедными собратьями, не ставя себя на их место и не понимая их искушений и борьбы. Милосердие исчезает из их сердец. В роскошных жилищах и в великолепных церквах богатые сторонятся бедных. Средства, которые Бог им даровал, чтобы помогать истинно нуждающимся, они тратят на то, чтобы тешить свою гордыню. Бедные начинают превратно представлять себе чуткость и милость Божью, хотя Он все предусмотрел для удовлетворения их нужд. Те, кто не испытывал на себе бремя нужды, часто относятся к бедным с презрением. Но Христос видит все это и говорит: «Это Я был голодным и жаждущим; это Я был странником; это Я был больным; это Я был узником в темнице. Когда вы пиршествовали за своими уставленными яствами столами, Я голодал в лачуге; когда вы наслаждались комфортом в своих роскошных домах, Я не знал где приклонить голову; когда вы красовались богатой одеждой, Я был наг. Это Я в облике нищего протягивал руку, надеясь получить кусок хлеба, а вы с безразличием проходили мимо. На протяжении всей вашей жизни Я был рядом с вами, в лице страдальцев, но вы не искали Меня. Вы не желали знать Меня – Я не знаю вас!».

 

Если нет драгоценного дара любви,

Если сердце остыло, как лед,

И живешь для себя и лишь занят собой,

И на подвиг душа не влечет –

То напрасно живешь на Земле ты, мой друг,

Бесполезно проходят года,

И молитвы твои не угодны Творцу,

Не угодны Ему и дела.

Но горят ярким пламенем вечной любви,

Сердца тех, кто на подвиг готов,

Кто готов возвещать о Христовой Крови,

Что смывает проказу грехов.

Только в этих сердцах пребывает Христос,

И они пребывают лишь в Нем,

Это вестники Божией вечной любви,

Они в славе пребудут с Христом.

 

         Не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе да не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Искренне благотворите жаждущим беднякам. Служение, которое совершается от чистого сердца, будет щедро вознаграждено. Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

         Многие считают добродетелью посетить места, связанные с земной жизнью Христа, ходить, где Он ходил, но для того, чтобы следовать по стопам Иисуса, нам вовсе не нужно отправляться в Назарет или Вифанию. Мы обнаружим Его присутствие у постели больного, в бедной лачуге, на многолюдных улицах больших городов – в любом месте, где люди нуждаются в утешении. Совершая поступки по примеру Иисуса в Его земной жизни, мы следуем по его стопам. Мы должны направлять свои усилия на поиски нашего ближнего. Им может оказаться прохожий, одиноко бредущий в толпе. Например, иностранец, с растерянным лицом, в поношенной куртке: он боится даже поднять на вас глаза, опасаясь, что его обвинят в каких-то преступных намерениях, он – тоже наш ближний. Отыщите взглядом того, кто грустен, он так нуждается в вашей одобряющей улыбке. Находите тех, кому нужны наши улыбка и помощь. Давайте учиться видеть в том, кто рядом с нами, человека, брата, нашего ближнего. Испытывающий каждую душу, знает ее и воздаст человеку по его делам. «Нищих, нуждающихся всегда имеете рядом с собою» (Ин. 12:8). Поменяйся мы с ними местами, чего бы мы ожидали от окружающих? Золотое правило Христа, по которому мы будем либо обвинены, либо оправданы на суде, гласит: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с ними» (Мф. 7:12).

 

 

Я Бога искал в городах и селениях шумных,

Долго на небо глядел – не увижу ли Бога,

Бога искал я в речах и деяньях разумных,

В мрачном подвале и в роскоши пышной чертога.

Я Бога искал, преисполнен мучительной жажды,

Лик Его светлый, святой, царящий над миром.

И увидел Его я в своем сердце, однажды,

Озаренном любовью к несчастным и сирым.

К.М.Фофанов

 

         Самый лучший способ убедить людей в том, что Иисус хочет спасти их и желает им счастья – это самому захотеть помочь им, поддержать и полюбить. Любовь к человеку – это проявление Божьей любви ко всей нашей земле. Чтобы любовь стала достоянием этого мира, чтобы сделать нас детьми одной семьи, Царь славы воссоединился с нами. И когда воплощаются Его прощальные слова: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12); когда мы любим мир, как это делал Он, тогда мы исполняем Его завет. «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я делал для вас. Блаженны вы, когда исполняете». Мы помощники Божьи. Он даровал нам мудро распоряжаться временем и возможностями, способностями и имуществом и благословениями Земли с ее дарами. Мы ответственны перед Богом за правильное использование всех этих даров. Бог оказывает нам особую честь, дав нам право распоряжаться всем вверенным, чтобы воспитывать нас в любви и привести к победе над эгоизмом и алчностью. Мудро распоряжающийся испытывает радость, когда в результате его верности другие люди получают благословения. То, что мы называем своим имуществом, фактически же принадлежит Богу. Все наше естество, включая тело и дух, принадлежит Богу, потому что Христос искупил нас ценою Своей Крови. Мы должны отдать себя Богу, так как Христос отдал Свою жизнь за нас. Бог не нуждается в наших дарах, но дает нам преимущество делиться с нуждающимися всем тем, что Бог доверил нам. Мы должны жертвовать доброхотно, без скупости и принуждения. Мы должны заботливо охранять все, что принадлежит нашему Господу.

Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут... Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19). «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк 12, 31). Надо на первое место поставить спасение души, остальное – одежду, питание, жилище – Господь пошлет. Многие люди, стремясь достичь благополучия в этом мире, стенают под грузом забот. Если мы больше думаем о земных, материальных благах, получаем жизнь суетную, безтолковую, безсмысленную. Мы не понимаем смысла своего бытия, слепо прожигаем дни жизни и, не узнав духовной радости, уходит в потусторонний мир, на муки вечные. Верующие люди готовят себе жилище на небе и богатство свое передают в потусторонний мир через руки бедных, вдов и сирот, а в душе имеют мир, радость и покой. Как сказал апостол Павел говорит: «Дающего рука не оскудеет». Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе.

         Свое признание Бога Владыкой всего мы выражаем в верном служении Ему и ближним, а также в добровольном возвращении десятины (10% от всех доходов) и пожертвований для возвещения Евангелия и для поддержания и роста Его Церкви. Вспомним, Иисус находился во дворе храма, где стояли ящики для пожертвований. Мимо Него проходили многие, кто клал в них свои дары. Многие богачи приносили большие суммы и, опуская их в сокровищницы, стремились привлечь к себе всеобщее внимание. Иисус смотрел на это, но ничего не сказал о таких щедрых дарах. Но вот он увидел бедную вдову, робко, словно боясь быть замеченной, она положила в сокровищницу свой скромный дар, такой ничтожный по сравнению с дарами богачей. Ей хотелось сделать хоть что-то для дела Божьего, которое она так любила! Лицо Христа просияло. Она торопливо опустила в ящик свои две лепты и поспешила прочь, но вдруг заметила, что Иисус пристально и одобрительно смотрит на нее. Спаситель подозвал Своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, эта женщина положила больше всех в сокровищницу». Слезы покатились из ее глаз. Она вложила в этот дар свое сердце, и потому ценность его определяется не достоинством монеты, но любовью к Богу и стремлением внести свою малую долю в Его дело. Дары богачей были огромны, отдавая дань традиции, это никак не ущемляло их привычек к роскоши, фактически они не жертвовали ничем, и потому дары эти не шли в сравнение с лептой вдовы. Важно не сколько мы даем, а чем мы жертвуем. Сердце, исполненное бескорыстной любви и веры для Бога дороже, чем самый драгоценный дар.

У одной женщины сын уехал в Москву на заработки и в течение двух месяцев не давал о себе знать. Женщина, отчаявшись, пошла в храм, поведала священнику о своем горе. Священник посоветовал ей просить Бога и молиться о своем сыне. Женщина заказала молебен и в жертвенный ящик положила от всего сердца 500 рублей на восстановление храма. Оказалось, что у её сына в Москве ничего не получилось с работой и не оказалось денег даже на билеты, чтобы вернуться домой. В это время сын находит на дороге 500 рублей, покупает билет и возвращается домой. Вопрос: Кому положила женщина 500 рублей?

 

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». (Лев Толстой).

 

Если милость принесена от сердца, переполненного любовью к Богу, она превращается в священное, бесценное пожертвование, которое радует Бога, и Он благословляет таких людей и никогда не оставит их в нужде. Многие пренебрегают нуждами сирот, больных и бедных, тратя большие деньги на возведение памятников мертвым. Время, деньги и силы щедро расходуются на это, тогда как долг по отношению к живым, на который четко указал Христос, не выполняется. Можно обманывать людей, но нельзя обмануть Бога, Он читает все помыслы людских сердец, и будет судить каждого по его делам.

         Не стремитесь к одной лишь материальной выгоде, земные заботы не должны отнимать у вас все силы, но ищите пищи духовной – той мудрости, которая пребывает в жизнь вечную. «Какая польза человеку, – сказал Иисус, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?». Блага мира сего подобны розе, которая по виду прекрасна, по запаху благовонна, а стебель колючий. «Не привязывай своего сердца к земным благам, искание которых сопряжено с томлением и сокрушением, обладание со страхом, потеря со скорбью. Не почитай себя обладателем того, чего, умирая, никак не можешь взять с собою. Наг исшел ты из утробы матери своей, наг и отойдешь. Ничего не принес ты в мир сей, ничего и не возьмешь с собою». «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; особенно ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Готовьте закрома для сокровищ неоскудевающих Небесных, куда вор не приблизится и где моль не съедает; ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».

Тот, кто является чадом Божьим, должен смотреть на себя как на звено в цепи, спущенной для спасения мира. Он должен быть един со Христом в Его плане спасения и идти вместе с Ним искать и спасать погибших. Христианину всегда надлежит помнить, что он посвятил себя Богу и должен своим характером открыть Христа миру. Самопожертвование, сострадание, любовь, явленная в жизни Христа, должны стать очевидными в жизни соработников Бога. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». Себялюбие – это смерть. Ни один орган нашего тела не мог бы существовать, если бы его деятельность ограничивалась собою только. Так и мы все зависим друг от друга, и та душа, которая отказывается давать, должна погибнуть. Мы должны любить и уважать друг друга, независимо от ошибок и недостатков, которые мы не можем не замечать. Следует развивать в себе смирение, терпение и снисходительность к недостаткам других, быть великодушными и благожелательными.

Архим. Амвросий (Юрасов) говорит: «Главное – всегда следить за собой, а согрешили - очищать душу покаянием. Нераскаянный человек давным-дав­но стал жилищем злых духов. Они свили там гнездо, и постоянно понуждают человека ко злу. Чтобы он ис­полнял их злую волю, они устраивают всякие козни, ис­кушения, склоняют ко греху, постоянно требуют пищи. Какой? Чтобы человек породил в своем сердце отрица­тельную энергию: чтобы с кем-то поругался, на кого-то надулся и не разговаривал несколько, дней, месяцев. Иногда и годами родные люди не общаются - обиделись! Не могут простить друг другу мелочи. А некоторые так разойдутся, что и трубку телефонную бросят, и дверью хлопнут, и та­релки начинают бить. Надо все делать спокойно, ровно: трубку телефона тихо, аккуратно положить на место, и дверь прикрыть тихо. И в движениях не надо быть резкими. Не надо ни бегать, ни стучать. Вот так мы на­учимся себя контролировать - и слова, и дела, и мысли. В душе все постепенно будет умиротворяться, успокаиваться. Благодать Божия будет там пребывать, а зло ис­чезнет. Когда мы вечером ложимся спать, зная, что главная наша страсть - гнев, то должны заложить основание на следующий день. Скажем себе так: «С завтрашнего дня я буду стараться вести борьбу с этой страстью». Наша голова как компьютер. Заложим в нее «программу»: «С завтрашнего дня я не отвечаю, если меня будут ру­гать. Постараюсь перетерпеть, не раздражаться, если меня будут "доставать". Буду все терпеть ради Христа. Если Господь терпел за наши грехи, то почему бы мне не потерпеть за свои?» Настроим себя так. И если случит­ся урок смирения, то сразу вспомним о своем намерении и не вспылим. Не давайте пищи демонам! Заставляют они нас про­гневаться на ближнего, а мы — «рот на замок», внутри зло погасим, чтобы оно наружу не вылилось. И бес за­молкнет в нас, выйдет - ведь мы же его не кормим! Что ему в нас делать? А когда душа освободится от злых де­монов, Господь вселяется в нее, наполняет ее миром, ти­шиной и любовью ко всем ближним. Тогда и молитва начнется, и жизнь совсем другая пойдет. О зле тогда и не вспомним...».

 

Во имя Христа возлюби справедливость,

Да будет прославлена Божия милость,

Да будут распяты на древе креста

Жестокость и гордость во имя Христа!

Во имя Его ты неси благовестье,

В содомы греха и гоморры нечестья.

Пусть чья-нибудь станет отныне чиста

Душа, возрожденная силой Христа.

Во имя Христа возрастай неустанно,

Да будет молитва в тебе постоянно,

Чтоб истинно Бога хвалили уста,

Проси просвещенья во имя Христа.

Во имя Христа не держи ты на брата

Ни черного слова, ни злобного взгляда.

Воистину, высшая есть красота

Прощать неподдельно во имя Христа!

 

Представьте себе круг, говорит св. Авва Дорофей (VII век), середину его – центр – и от центра исходящие радиусы – лучи. Эти лучи, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собой. Положите теперь, что центр – есть Бог, а исходящие лучи – пути жизни людей. Насколько люди стремятся ближе к Богу, настолько они становятся ближе друг к другу. Так разумейте и об удалении. Таково и свойство любви: насколько мы удаляемся от Бога, настолько удаляемся от ближнего. Насколько возлюбим Бога, настолько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся любовью с ближними, столько соединяемся и с Богом.

Если ваш ближний оступился, совершил плохой поступок, наедине скажите ему об этом. Указывать на грех мы должны тому, кто совершил его, не делая его предметом осуждений или критики. Даже тогда, когда грех станет известен всей церкви, мы не должны распространяться о нем. Дух Христов побуждает нас оберегать его от критики даже его братьев по вере, а тем более неверующих людей. Не позорь брата, выставляя его ошибку перед всеми, и не бесчести Христа, разглашая грех или ошибку одного их тех, кто носит Его имя. Часто заблуждающемуся надо прямо указать на его ошибку. Он должен увидеть свой промах, чтобы иметь возможность исправиться. Но вы не должны судить или порицать его и не пытайтесь оправдывать самих себя. Пусть ваши усилия будут направлены только на его исправление. Люди, чья душа изранена, нуждаются в особой чуткости и бережном обращении. Пусть с ним обращаются с нежностью и состраданием, как с одной из потерянных овец, которую Христос стремится возвратить в Свое стадо. Только любовь, исходящая от Голгофского страдальца, может помочь в таких случаях. Бережно, с состраданием пусть брат обличает брата, зная, что в случае успеха он «спасет душу от смерти и покроет множество своих грехов» (Иак. 5:20). Святой Дух будет говорить через слуг Своих, убеждая заблудшего прийти к Богу. Если кто-либо пренебрегает обязанностью, которую возложил на нас Христос – делать все ради исправления ошибающегося и согрешившего, он становится соучастником этого греха. Если мы могли предотвратить грехи и не сделали этого, то мы ответственны за них так же, как если бы сами совершили их. Мы сами согрешаем и нуждаемся в милости и прощении Христа, и так же, как мы хотели бы, чтобы Он обращался с нами, Он предлагает нам обращаться друг с другом «Не судите да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить...». Не превозноситесь над другими людьми и не считайте себя в праве быть им судьей. Поскольку ты не можешь знать мотивы поступков, ты не можешь судить другого. Осуждая его, ты выносишь приговор самому себе, так как сотрудничаешь с сатаной, обвинителем ближних. Господь говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Осуждение – это малая соринка, которая вызывает серьезные изменения в духовном самочувствии христианина. Оно может обернуться полной утратой благоговения перед Богом, настроениями уныния, и гнетущей тоски, состоянием апатии и духовного отступления. Человек не понимает, что осуждая другого, он совершает преступление против Бога, что, производя суд над ближним, он неосторожно вторгается в ту область, в которой только Богу – Существу бесстрастному – принадлежит абсолютное ведение. Сколь бы ни были мы опытны в жизни, в наших оценках других людей неизбежно присутствует доля погрешности против действительной правды. Можем ли мы, имея ограниченный по своей природе и несовершенный вследствие грехопадения разум, подверженный действию страстей, проникнуть вглубь человеческой души; можем ли мы, страдая хроническим недостатком любви к человеку, проникать в те потаенные стороны души, которые может быть, не вполне ведомы даже тем, кого мы осуждаем? Жизнь, человеческие характеры и судьбы всегда сложнее и драматичнее наших о них представлений. Осуждая другого, мы не только святотатствуем, похищая у Бога Ему Одному принадлежащие права, мы совершаем преступление простив самих себя: мы сами встаем под меч Божественного правосудия и лишаем себя Божественной снисходительности и долготерпения, оставаясь беззащитными перед лицом Божественной правды. Наши недостатки, глубоко от нас самих сокрытые (ибо взгляд человека на самого себя всегда субъективен), покрыты Высшей Божьей снисходительностью. Бог, Который по словам апостола Иоанна Богослова «любовь есть», видя наш скромный и скорбный внутренний труд, наши малые усилия по сохранению себя в вере и правде, покрывает наши многочисленные грехи Своей любовью. Для привлечения такой всепрощающей любви от христианина нужно одно: невзыскательное отношение к другим. Стоит нам употребить хотя бы мысленный суд над другой личностью, как Бог оставляет нас один на один с нашими явными и тайными изъянами и лишает Своей поддерживающей благодати. Всегда помните закономерность духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком. Осуждение – это обоюдоострый меч, ранящий неосторожного и неосмотрительного в своих словах, это бумеранг, неожиданно сбивающий с ног невнимательного и беспечного в своих словах. Если вы оскорбили человека, вы должны признать свою вину и попросить прощения у человека, его же долг искренне простить вас. Затем вы должны попросить прощения у Бога, так как обиженный вами брат – собственность Божия, и, ранив его, вы согрешили перед его Творцом и Искупителем.

Спаситель не мстил, когда с Ним грубо обращались, но с терпением переносил всякое оскорбление и никогда не произнес не одного резкого слова. Благодать Христа учит нас обращаться с людьми так, как хотели бы, чтобы обращались с нами. Христианин во гневе не будет поносить оскорбителя. Даже столкнувшись с теми, в ком бурлят адские силы, истинно верующий человек останется по-прежнему спокоен и сдержан, черпая силу у Христа. Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, молчим – это малодушие. Когда же сами получая оскорбление, терпим, – это кротость… Кротость есть признак великой силы, чтобы быть кротким нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу. Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, кто не нравится нам. Апостолы, проповедуя Евангелие, подвергались многим оскорблениям. В чем же они находили утешение? В молитве… В молитве душа успокаивается, утихает волнение и проходит обида. О чем же молиться? Конечно, не о том, чтобы Бог отомстил за оскорбление, нанесенное нам, но чтобы Господь дал нам силы перенести и забыть его. Человек сам не может избавиться от ненависти к обидчику, если не попросит Бога простить и исправить его сердце. Если мы, любя и слушаясь Господа, будем просить у Него мудрости, то Он пошлет ее нам. Бог сказал: «Кто прощает грехи, тому простятся». «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся». «Как вам кажется? – сказал Иисус, – Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся». Большая радость случится на небесах, если и ты, читатель, сейчас, еще не принявший Иисуса в свое сердце, обратишься к Нему с сердечной молитвой покаяния. Иисус поймет, услышит, простит, даст душе мир и покой. Христос обратился к людям с неподатливыми сердцами: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Все, принимающие Его с верой имеют жизнь вечную. Никто не погибнет. Так нет воли Отца вашего Небесного, «чтобы погиб один из малых сих». В духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным», подойди к ошибающемуся «и обличи его между тобою и им одним. Вы слышали: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете? Не так же ли поступают и язычники?».

Небо смотрит на всех людей как на братьев, будь то грешник или святой. Христова любовь объемлет всех – падших, заблудших, грешных, и каждое доброе слово, совершенное, чтобы поднять падшего человека, каждое дело милосердия принимается Богом как служение Ему. Бог не лицеприятен, Он в равной степени заботится о каждой душе, которую сотворил. Сатана знает, что немного ему осталось времени. Он призвал на помощь все свои силы, чтобы прельстить, обмануть, чем-то отвлечь и усыпить людей, пока не окончится время испытания и не закроется навсегда дверь для благодати.

Когда мы приходим к Богу, испрашивая милости и благословения, мы должны иметь в сердце дух любви и прощения. Как можем мы молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», и все же питать в сердце нежелание простить? (Матф. 6, 12). Если ты желаешь, чтобы Господь простил тебя, ты сам должен простить тому, кто сделал тебе особенно много зла.

Спаситель говорит: «Если принесешь дар молитвы своей и вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя, оставь свой дар и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» (Матф. 5:23-24).

Если мы ожидаем, что наши собственные молитвы будут услышаны, то мы должны прощать другим в такой же мере, как мы сами надеемся быть прощенными.

 

 

      *  *  *

Христос воскрес!» — поют во храме;

Но грустно мне... душа молчит:

Мир полон злобой и слезами,

И этот гимн пред алтарями

Так оскорбительно звучит.

Когда б Он был меж нас и видел,

Чего достиг наш славный век,

Как брата брат возненавидел,

Как опозорен человек.

И если б здесь, в блестящем храме,

«Христос воскрес!» Он услыхал,

Какими б горькими слезами

Перед толпой Он зарыдал!

 

Д.С.Мережковский

 

*  *  *

Не спеши в вопросе спорном, не руби с плеча,

Сердце брата можешь словом ранить сгоряча.

Ты приди к нему с приветом, кротко обличи,

Не упреком, а советом душу облегчи.

Все вопросы и сомненья можно разрешить,

Став смиренно на колени у Христа спросить.

Он скорбел в земной юдоли от людей не раз,

Много принял мук и боли и научит нас,

Как являя кротость духа, ближнего любить,

И, прощая, друг за друга бремена носить.

Так учил Господь когда-то, и у вечных врат

Спросит Он тебя: «Как брата ты умел прощать?».

Если ты забыл обиду, бремена носил,

Если сердцем, не для виду, ближнего любил,

Даст тебе Господь отраду дивной встречи с Ним!

Будешь сам прощен в награду, внидешь в Рай! Аминь!

 

Я.Бузинный

 

 

Hosted by uCoz